Евгений Маргулис о «Квартирнике», молодых талантах и русском рэпе. Радио Шансон – Официальный сайт

Евгений Маргулис о «Квартирнике», молодых талантах и русском рэпе

воскресенье, 14 октября 2018 г.

Евгений Маргулис о «Квартирнике», молодых талантах и русском рэпе

«Машина времени», «Воскресение», «Аракс» – Маргулис стал частью многих известных музыкальных коллективов. Сейчас он продолжает создавать новые группы и выступает сольно. Каждую субботу его можно увидеть в телепрограмме «Квартирник у Маргулиса», а теперь ещё и на киноэкране.

Ты сейчас играешь в какой-нибудь группе?
У меня есть сольный проект. Он существует очень давно, потому что, даже играя в разных коллективах, я всё равно оставлял какое-то место для себя любимого. А сейчас мы сделали проект с Алексеем Романовым, с которым вместе играли в «Воскресении». Назвали его «Группа выходного дня», чтобы не терзать название «Воскресение». С моей стороны – со стороны жениха – играет Михаил Клягин и Борис Плотников. Вместе мы играем песенки того, «воскресенческого», периода, а также песенки, которые мы написали с Лёшей Романовым, и какие-то свои сольные. Получился такой эксклюзивный проект.

И он совсем недавно появился?
Да. Мы попробовали сыграть где-то год назад — нам всем понравилось. Времени это много не отнимает, поэтому мы решили раз-два в месяц поигрывать. Не прекращая при этом заниматься своими основными рабочими делами.

У тебя имидж кота, который гуляет сам по себе. Казалось, что привязываться к одному коллективу, для тебя в тягость.
Не совсем так. Я люблю заниматься тем, что мне нравится. Если мне начинает не нравиться, я тут же сваливаю. Потому что не хочу на это тратить драгоценное время. Жизни осталось всего там ничего, и лучше получать от работы кайф. Как-то я себя на этот принцип настроил много лет назад и ему не изменяю.

Но с возрастом ты всё же стал отступать от некоторых своих принципов. Например, лет двадцать назад говорил, что ни за что не станешь водить машину. А теперь ты всё время за рулём.
Жизнь заставила. Я, действительно, был глубоко убеждён, что за руль не сяду. У меня был сосед-автолюбитель, и он меня всё время катал. Потом он как-то запил, а мне нужно было в аэропорт ехать. В общем, он нагло проспал, и мне пришлось добираться на перекладных. Я тогда думал, что это разовая история. Но она повторилась ещё раз, и ещё. Я плюнул и научился ездить. Помню, что мой первый выезд состоялся 13 января. Причём на автомобиле-то я ездить научился, а как заправлять — не выяснил. Приехал ночью к бензоколонке — тогда ещё не было помощников, которые сами заправляют автомобиль. Пришлось обратиться к кассиру: «Слушай, заправь мне автомобиль! Я не знаю, как это делается». Он посмотрел на меня как на идиота, но скорее всего узнал. Это было где-то начало 90-х. Показал, куда нажимать, и прочее. И всё — я вышел уже в полном вооружении.

А теперь ещё одно отступление от принципов – телепрограмма «Квартирник у Маргулиса». Когда-то ты говорил, что не понимаешь, как можно каждый день приходить на работу в одно и то же время, пять дней в неделю. Мол, трудовая дисциплина тебя уничтожает. А сейчас записываешь регулярную программу на телевидении. Как же так?
Расскажу маленькую историю. Была такая программа – «Раз в неделю». Там участвовали Татьяна Лазарева, Сергей Белоголовцев — они были страшно популярны. И как-то мы поехали на гастроли и там встретились. И вот я иду с Лазаревой через зал, а дама-уборщица смотрит на Лазареву: «Это ты, что ли, «Раз в неделю»?» А Лазарева такая: «Нет, иногда два». Это я к тому, что я не выхожу на службу каждый день.

Но программа же блоками снимается, по часам.
Да, но у нас очень сложная логистика. Все артисты действующие, и я действующий, и съёмочная группа действующая, и поэтому у нас получается снимать в те моменты, когда мы все в Москве. Так что мы можем не снимать три недели подряд, а потом в один день снять сразу три программы.

Идея «Квартирника с Маргулисом», в общем, не нова. Много было, есть и будет подобных программ и на радио, и на телевидении. А ты человек, не любящий банальности. Кто тебя подтолкнул? Сказал «Гуля, у тебя это будет лучше, чем у всех остальных!»
В этом отношении мне, конечно, повезло. Потому что я не просто говорящая голова, а всё-таки немного музыкант. А программа, которую мы делаем, в первую очередь, о музыке. О другой стороне музыки, когда артиста можно показать без красивого костюма, без грима и блёсток. Его можно выдернуть на какие-то скоровенные мысли. Чтобы он показал первую песню, которую написал, показал те песни, которые он любит. Кроме того, у меня собирается народ, который приходит именно на этого артиста, и все люди знакомые. Нет ни одного идиота со стороны.

А как люди попадают на программу? Это же куриная косточка должна быть в кармане!
Нет, просто обычная коррупция. Нужно коррумпировать меня, музыкантов, съёмочную группу НТВ. У нас такое настоящее сарафанное радио. Билеты мы не продаём, у нас нет такой опции.

Получается, одни и те же приходят?
Нет. Если группа помоложе, они таскают за собой свой фан-клуб, дают информацию по своим сетям. Если кто-то повзрослей, то собирается другая публика. А если же совсем «oldest but goldest», как я, то приходит публика весёлых страичков и старушек и некоторый молодняк. Мы сняли уже сто передач, и возрастной ценз — от 6 до 80 лет. К нам и маленькие дети ходят, и они знают тексты песен! Я никогда не забуду, как мы снимали программу с Бастой, и пришла парочка детей: одному – 11 лет, другому – шесть. И они знали все слова! Баста сам их толком не знает. Я, говорит, на всякий случай, положу тексты рядом, чтобы считывать. А дети шпарили по памяти... Вот свежий ум, свежие файлы!

А насколько это авторская программа? Несмотря на то, что ты указан в названии, это же всё равно работа большого коллектива, и у канала есть своя стратегия. Насколько твоё участие и твоё мнение учитываются при выборе гостей?
Практически в 90 процентов случаев. В основном, я приглашаю гостей. Всё остальное на плечах бригады. У нас, конечно, есть люди, которые занимаются редактурой, роют материал. Но мне легко, потому что я большинство артистов знаю не по Википедии. Есть что рассказать. Не всё, конечно, но что-то можно. Помню как-то я, Валера Сюткин и Коля Расторгуев встретились на каких-то гастролях. Жили в одной гостинице и у всех время выезда было примерно одинаковое. И мы подумали, что не имеет смысла ложиться спать, потому что собираемся вот так крайне редко. И вот мы сели в баре и стали вспоминать истории нашей непростой жизни. А знакомы мы очень много лет. И после долгих часов Коля говорит: «Братва! Мы прожили замечательную жизнь, но детям рассказать-то и нечего!»

Поговорим о ещё одном проекте, к которому ты оказался причастен. Ты был гостем проекта «Ты супер!», в котором участвуют дети непростой судьбы. Кто тебе запомнился?
В проекте участвовала Карина Исмаилова. Она стала одной из финалисток и поступила в Гнесинку на джазовое отделение. Я пришёл на программу как гость и, по-моему, первым сделал то, что никто не делал – подарил девочке, которая там участвовала, микрофон. Не цветы, конфеты или мишек, а микрофон, чтобы было во что петь, если она станет настоящей артисткой. Эта девочка мне понравилась: мелкая, как мышь, смешливая, здорово поёт. И потом у меня появилась идея: а не сделать ли мне «Квартирник» с финалистами программы «Ты супер!», чтобы бросить их в те условия, в которых оказываются настоящие артисты. Вот незнакомая публика — не массовка, которая пришла на съёмки, а люди, которые хотят посмотреть и оценить, как они поют. И хлопают они не по установке, а действуют на живых эмоциях. Собрал человек десять детей, и они пели всё, что угодно.

Да, ты всегда отыскивал какие-то новые имена. Когда не знаешь, кого послушать из молодых, красивых и талантливых — это надо к Маргулису.
Дедушка знает всё.

Это правда. Может, ещё кого назовёшь?
Давай поговорим о российском рэпе. Я снял сейчас четыре «квартирника» с рэперами: Noize MC, Баста, L'One и Лиголайз. Они клёвые ребята, здорово пишут слова. Они образованные, эрудированные. Я раньше как-то отбивался от рэперов, потому что их темы казались мне слишком дворовыми. «Я раз пошла купаться, за мной следил бандит...» Всё время мне попадалось что-то такое. А тут толковые, нормальные. Баста – вообще прекрасный музыкант. Так что есть люди в селениях, и есть очень много музыки. Половина, к сожалению, поёт по-английски. Меня это обламывает. Если они каким-то образом похожи на группу «Radiohead», то мне проще вытащить группу «Radiohead», чем группу «Radiohead» из Тулы. Неожиданным открытием стала для меня группа «The Hatters» – «Шляпники». Меня поразили Макс Покровский и группа «Ногу свело!». Да можно назвать всех, кто был у меня в программе. Все они прошли мой отбор, потому что я сам отслушиваю тех, кого не знаю. С английским языком была неплохая команда «Pompeya». И, кстати, с превеликим удовольствием я снял в «Квартирнике» Валерию. Мы давно знакомы— я её знал ещё до того, как она стала певицей Валерией. Тогда она пела джаз, и пела хорошо, очень вкусно. Потом ей повезло: она стала петь то, что любит народ. Я в своей программе заставил её петь джаз. Она нормальная, абсолютно friendly, чему я страшно рад.

Что ещё в твоей жизни есть, кроме музыки?
Я недавно снялся в кино. Сыграл второстепенную роль в фильме Михаила Довженко. Он сделал несколько новелл, и уговорил меня поучаствовать в одной из этих новелл. Хотя я до этого в кино не снимался – это не моя история. И с этим фильмом я съездил на международный кинофестиваль, он правда был размером с прыщ, но я посмотрел на себя со стороны. Все хвалят, как я сыграл, а мне не очень понравилось. Но Миша опять меня хочет снимать.

У многих людей с возрастом портится характер? Что тебя удерживает?
Мне позволяет сохранить себя в нормальном виде только чувство иронии. Я очень иронично отношусь к себе и к тому, что делаю. Если нет чувства иронии, то ты тут же превращаешься в бронзу – и каюк!