История «Запорожца»

среда, 22 ноября 2017 г.

История «Запорожца»

22 ноября – памятная дата для отечественного автомобилестроения. В этот день в далёком 1960 году с конвейера завода «Коммунар» в Запорожье сошла первая партия автомобилей.

«Запорожец» задумывали как вполне доступную для народа модель. До денежной реформы цена была около 16 тысяч рублей. Для сравнения, роскошный лимузин ЗиМ стоил 40 тысяч, при этом средняя зарплата инженера составляла 1200 рублей.

Конструкцию машины отчасти подсмотрели в Италии, где невиданной популярностью пользовались крошечные «Фиаты» с индексами 500 и 600. «Запорожец» к производству готовили в Москве на заводе малолитражных автомобилей – будущем АЗЛК.

Вопреки расхожему мнению, «ЗаЗ-965» получился не простецким автомобилем. V-образный двигатель, наиболее подходящий для размещения в задней части автомобиля. Независимая подвеска – первая в истории советского автопрома. Отнюдь не дешёвые материалы в отделке салона. Просторное багажное отделение. Среди минусов водители старшего поколения, конечно, вспомнят вечно перегревающийся двигатель воздушного охлаждения.

Автомобиль выпускали вплоть до 1969 года. И некоторые из более чем 320 тысяч «горбатых» «Запорожцев» ещё на ходу.

Кстати, от малюток-«фиатов», которые в Италии называли «тополино» (по-русски «мышонок»), они унаследовали, пожалуй, только дизайн. Двигатель, ходовая часть и подвеска ничего общего с «итальянцем» не имели. Почему мышонок стал горбатым, остаётся загадкой.