Анатолий Днепров: между двух берегов

вторник, 28 мая 2013 г.

Анатолий Днепров: между двух берегов

На заре перестройки, в 1987 году, Анатолий Днепров первым из эмигрантов третьей волны вернулся в Советский Союз. Этот шаг стал сенсацией по обе стороны океана

Домашнее сальце для композитора 

В начале 70-х, достигнув всех мыслимых вершин в родном Днепропетровске, Анатолий Днепров перебрался в Москву, где начал сочинять песни для популярных эстрадных исполнителей. Но покорить столицу с наскока не получилось. И хотя вскоре одаренного мелодиста заметили, а песни его зазвучали в исполнении звезд советской сцены, еженедельные посылки с домашним сальцем и огурчиками были на первых порах совсем не лишними. 

Каждую неделю встречать поезд «Днепропетровск-Москва» на Курский вокзал ездил с Толей его земляк, музыкант Александр Петренко. Впоследствии он вспоминал: «Однажды, забрав сумки с мамиными разносолами, мы сели ко мне в машину и Толя достал кассету: «Послушай, по-моему, неплохо получилась!» Я включил магнитолу и впервые тогда услышал мелодию будущей песни «Радовать». 

Гораздо позже, в 1979 году, поэт Михаил Танич написал к ней стихи, так родилась эта композиция…» Семейный альянс Одним из первых, с кем Анатолий Днепров стал сотрудничать в Москве, стал популярный поэт-песенник и опытный эстрадный «зубр» Павел Леонидов. Он начинал как конферансье еще при Сталине, но вскоре, благодаря своим выдающимся организаторским способностям, получил известность как импресарио. 

На рубеже 60-70-х «Пашу» знала вся артистическая богема - от Кобзона до Высоцкого. Кстати последнему Леонидов приходился двоюрдным дядей. А еще у него росла красавица-дочь Оленька, которая, как и папа, писала стихи. В 1973 году композитор Анатолий Днепров и поэтесса Ольга Павлова стали не только соавторами, но и семьей. 

Вскоре талантливые композиции Толи и Оли вошли в репертуар ВИА «Самоцветы» и «Веселые ребята», Софии Ротару и Нани Брегвадзе, но, несмотря на успехи, в 1979 году Павел Леонидов убеждает Днепрова эмигрировать. Ему кажется, что за океаном они добьются мирового признания. Этого не произошло. 

Жалел об отъезде и Днепров, и его жена, и сам Леонидов, который умер в Нью-Йорке от болезни в сердца 1984 году. 

«Все что угодно, но такси пока не бросай!» 

В Нью-Йорке к творчеству Днепрова проявили интерес американские продюсеры, а одна из песен даже попала в чарты журнала «Билборд». Днепров становится лауреатом конкурса песни в Лос-Анджелесе, пишет музыку к голливудскому фильму. Параллельно записывает пластинки на русском, поет в ночных клубах Брайтон-Бич... 

Но все-таки добиться настоящего успеха у американской публики ему не удалось. Как вспоминал Михаил Шуфутинский, однажды Днепров долго рассказывал ему о планах покорения Америки и миллионных контрактах в Голливуде. 

- Толя, если все так замечательно, зачем же ты поешь в выходные на Брайтоне, а остальные дни работаешь таксистом? – изумился коллега. 

– Понимаешь, Миша, мой адвокат сказал мне: «Все, что угодно, но такси пока не бросай!» 

Первый репатриант 

На заре перестройки, в 1987-м, Анатолий и Ольга первыми из эмигрантов третьей волны возвращаются в Советский Союз. Их шаг стал сенсацией и в СССР и в Америке! Друг композитора шансонье Вилли Токарев даже откликнулся на это событие песней: «Друг мой возвращается назад домой в Москву. Он сказал мне: «Вилли, понимаешь, иногда без сожалений вкусную халву на горбушку черного меняшь…».

Первое время на концерты бывшего эмигранта народ валит валом. Вновь адаптироваться на родине ему помогает старый товарищ Иосиф Кобзон. В 1989 году Днепров становится лауреатом «Песни года», активно гастролирует, выпускает пластинки… 

Однако он так и не смог в полной мере ощутить былой триумф, оставшись словно меж двух берегов: и там чужой и здесь – не свой.  

«Армения моя» Анатолий Днепров создал множество шлягеров. Одной из самых ярких композиций по праву можно назвать песню «Армения моя», которая была исполнена на двух языках дуэтом с армянским шансонье Тата Симоняном. Долгие месяцы она держалась на вершине хит-парада «Радио Шансон». Но мало кто знает, что первый вариант песни был записан Днепровым на русском еще в середине 90-х. 

Прошли годы, и песню случайно услышал глава авиакомпании «Армянские авиалинии». По его просьбе композиция была перепета вновь на два голоса. Интересно, что во время работы певцы общались только по телефону, но лично никогда не встречались. Каждый записал свою партию в студии отдельно: Анатолий – в Москве, а Тата – в Ереване. Тем не менее, получился настоящий хит, ставший практически неофициальным гимном Армении. 

Тата и Анатолий собирались встретиться в конце весны 2008 года. Оба находились тогда в гастрольных турне, и их маршруты должны были пересечься, но… 5 мая газеты сообщили: «По пути из Волгограда в Ростов-на-Дону, где вечером у него должен был состояться концерт, автор песни «Радовать», певец и композитор Анатолий Днепров скоропостижно скончался от сердечного приступа». 

Всю организацию похорон взял на себя старый товарищ музыканта Иосиф Давыдовыч Кобзон. Так закончилась биография Анатолия Семеновича Днепрова. 

Автор: Максим КРАВЧИНСКИЙ, колумнист портала radioshanson.fm 

Фото: пресс-служба "Радио Шансон"