Заметки Романа Никитина

понедельник, 23 ноября 2009 г.

Заметки Романа Никитина

О самом альбоме здесь – ничего; все будет, но отдельно! Потому что после презентационного концерта 20-го ноября жду теперь другого от Михаила Захаровича. Жду и вопрошаю: когда же «Квадро-Диск» или кто-нибудь еще сподобится и выпустит, наконец, аудио с живой записью легенды жанра и коллектива заслуженного артиста РФ Сергея Жилина?! 

Видео будет точно – десятиметровый «журавль» с камерой летал над партером, а вот аудиодиск? Он непременно должен быть в коллекции каждого поклонника творчества маэстро. Потому что не всякий день в его записях мы можем расслышать нечто, что я определил бы не иначе, как благоговение и преклонение перед двадцатью семью прекрасными музыкантами, работающими здесь и сейчас. Боже мой! 

Михаил Захарович даже глагол «аккомпанировать» по отношению к ним употребить побоялся – это ведь о чем-то говорит?! Наверняка и «Радио Шансон», поддержавшее концерт и новый альбом на своих волнах, не пройдет мимо проекта, по большому счету, имеющего для жанра значение, близкое к сакральному. Ибо, если оркестровое звучание полагать за канон жанра, то концерт 20 ноября – это «топ» данного канона. Кстати, о Штатах. История эта, в действительности, давняя. И уходит корнями в эмигрантское прошлое Шуфутинского. 

О котором он, кстати, вспоминал со сцены, призывая в свидетели специально прилетевшую из США на концерт супругу. И говоря о том, что и в самых смелых своих мыслях не мог представить этот концерт в МХАТе. Какой там симфо-джаз?! Маленький эмигрантский ресторанчик, скатерочки-клееночки – камерно, дешево, вынужденно. Это - было. Тем ценней, значимей для маэстро то, что есть. И для нас не менее. 

Потому что коллектив – замечательный. И, в отличие от прошлогоднего концерта Шуфутинского здесь же, в МХАТе, живым было все – от начала до конца. Маэстро волновался. И откровенно говорил полному театральному залу, насколько ответственным является для него это выступление. А тут еще проблемы с мониторами, проявившиеся еще на саунд-чеке. 

Зато какова спонтанность?! Каков адреналин?! Представляете: артист со сцены совершенно серьезно вопрошает партер и выше, делать ли ему антракт или нет. Зрители (рукоплеща): «Неет!» Артист: «Ну, а как же буфет?» Молодец маэстро! После антракта он стал слышать себя лучше настолько, что это и публике стало слышно (sic – каламбур). 

Фактически, певец и оркестр слились воедино во втором отделении, это был один музыкальный организм. А что балет «Атаман» вытворял – как Светлана Уразова с девочками исхитрились развернуться во всей красе?! Ну, вообразите себе 4-5 Плющенков, правда без коньков (зато срипачей, вернее, скрипачек было больше). 

После двадцати семи-то человек оркестра и намаленького маэстро много ли на сцене оставалось места? А они и станцевали, и подпели, и пюпитры в целости соблюли. Поскольку я от восторга уже, практически, стихами начал писать, закругляюсь и подвожу итоги. 

Первое: концерт уникален тем, что впервые Михаил Шуфутинский работал с «Фонографом» всю программу. 

Второе: на сей раз он не свел живые версии новых песен в первое отделение, как год назад, а рассредоточил «по ходу пьесы» так продуманно, что с финальной «До свидания» может начаться ее суперхитовый отсчет. 

Третье: вы можете представить себе свинг-версию всеми любимой дэнсовой «Соло»? Сможете, даже если не попали на концерт – когда он выйдет на дисках. И это четвертое, и главное: мы ждем, Михаил Захарович! 

Специально для «Радио Шансон» Роман Никитин, писатель, музобозреватель, продюсер.