Аквариум «Воздухоплавание в компании сфинксов». Радио Шансон – Официальный сайт

Аквариум «Воздухоплавание в компании сфинксов»

Аквариум «Воздухоплавание в компании сфинксов»

[ /upload/articles/570212/pics.2.jpg ] Самое прекрасное в этой пластинке – конечно, название. «Воздухоплавание в компании сфинксов» как бы отсылает в те доисторические времена, когда диски «Аквариума» назывались «Притчи графа Диффузора» или «Искушение святого Аквариума»: их мало кто слышал, но названиями восторгались более-менее все. Номерные (в классификации Бориса Гребенщикова – «естественные») альбомы «Аквариума» порой носили вполне тривиальные названия – «Треугольник», «Равноденствие», «Русский альбом», «Лошадь белая», зато на всякого рода антологиях и сборниках редкостей БГ отрывался по полной: «Библиотека Вавилона», «Кунсткамера», «Тайная история пчеловодства», теперь вот летающие сфинксы. «Воздухоплавание…» включает песни, скопившиеся в закромах «Аквариума», но не попавшие ни на один из «естественных» альбомов. Среди этих заблудившихся композиций – и те, которые звучали в концертах, и те, которые записывались вроде как «для внутреннего пользования». С одной стороны, кажется, что «Воздухоплавание в компании сфинксов» предназначается исключительно для сумасшедших коллекционеров, которые разбираются в дискографии «Аквариума» лучше, чем сами музыканты. Но диск можно воспринимать и иначе – как еще одну пластинку любимой группы, где предсказуемость манеры БГ сочетается с незнакомыми текстами. Треки, что не предназначались для обнародования, таят в себе хулиганские глубины. Еще одним приятным бонусом при прослушивании станет эффект неожиданного узнавания, что-то вроде: «Как же, знаю эту песню, я слышал ее на концерте в Мончегорске в 99-м! Неужели ее до сих пор не издавали?!» Для тех, кто такими воспоминаниями не обладает, в буклете содержатся краткие аннотации к каждой композиции. Вот почему этот диск лучше покупать на физическом носителе, а не скачивать в интернете: буклет придает стройность и смысл тому, что на торрентах будет выглядеть случайным и диковатым набором треков. В качестве «знакомых хитов» на альбоме выступают композиции «Та, которую я люблю», «Под мостом, как Чкалов», «Слова растамана», «Горный хрусталь». Их, конечно, давно следовало издать, и то, что это стало исторической миссией «Воздухоплавания в компании сфинксов», вполне оправдывает появление этой вроде бы необязательной пластинки. Из менее известных песен следует отметить «Бригадира», который был записан как шутка, но неожиданно обнаружил в себе «немеренные философские глубины», военно-патриотического «Генерала» и «Дед Мороз блюз», чье заглавие исчерпывающе объясняет и содержание, и стилистику. Любителям «Притчей графа Диффузора» будут интересны совсем ранние опыты Гребенщикова «Менуэт земледельцу» и «Господин одинокий журавль»: им, правда, для аутентичности не хватает кошмарного качества записи – но дух новорожденного «Аквариума» улавливается вполне. В «Географической песне» к этому духу добавляется еще и юношеская безбашенность, которая особенно умилительно смотрится в исполнении убеленного сединами, но по-прежнему лукаво улыбающегося Бориса Борисовича. 2012 Мистерия звука Автор: Алексей МАЖАЕВ, музыкальный критик портала radioshanson.fm [ / ]